Прибытие из Китая

При отправке готового товара из Китая часто возникают какие-либо задержки по его отгрузке, т.е. своевременной погрузке на судно. При этом отправитель винит во всем агента морских линий, говоря о том, что тот не подал вовремя контейнер, не дал возможности провести таможенные формальности и т.д. В то же время агент уверяет получателя груза в обратном и перекладывает вину на отправителя. Здесь нужно понимать, кому выгодна такая ситуация. Линии априори не заинтересованы в задержках, так как они не отвечают за сроки, о чем и говорится на обратной стороне коносамента. Исходя из практики, в 99% случаев задержки происходят по вине отправителя.
Китайскому отправителю может быть выгодна такая ситуация, чтобы сменить линию, выбранную покупателем на своего агента и получить за это дополнительную плату. Соглашаясь на предложенного отправителем агента, получатель груза рискует нажить себе массу проблем. В первую очередь такая фирма оформит «домашний коносамент». Когда груз прибывает в Санкт-Петербург по домашнему коносаменту, то необходимо 3 его оригинала передать в эту фирму либо представителю данного агента в России. В результате такая компания начинает выставлять на абсолютно законных основаниях счета на услуги, внутрипортовое экспедирование, обслуживание коносамента, за хранение контейнера свыше 3 дней, требовать депозит за возврат контейнера и т.д. В результате может выйти очень солидная сумма – несколько тысяч евро. Так домашний коносамент становится ловушкой для получателя. Такие агентские компании обычно являются посредниками, бронирующими место на морских судах.
Есть несколько видов коносаментов, но всех их объединяют функции, которые они выполняют. Во-первых – он является договором на морскую перевозку, с текстом контракта на обратной стороне документа. Во-вторых – имеет товаросопроводительную функцию. В-третьих, коносамент является распиской о том, что груз принят перевозчиком.
Помимо домашнего коносамента есть мастер-коносамент, который выпускается морскими линиями. Необходимо заключать контракт только с той компанией, которая выдает все три оригинала коносамента. Коносамент может быть чистым и с оговорками. В чистом коносаменте оговорок нет, и это означает, что груз к перевозке принят в надлежащем виде. Коносамент с оговорками оформляется при наличии замечаний к внешнему виду товара, неуверенности в его качестве и т.д. Его часто вы пускают при международных перевозках контейнеров и указывают, что данные внесены со слов отправителя, груз был принят без пересчета мест.
Коносаменты бывают необорачиваемыми или прямыми. Смысл необорачиваемого коносамента в том, что получателем груза является только то лицо, которое в нем указано.
Существует именной коносамент, в котором четко указан получатель груза. Его нельзя индоссировать на другое лицо. Выпускают именной коносамент в трех оригиналах.
Есть еще ордерный коносамент. В нем в поле получателя стоит фраза «по приказу» - to order. Он удобен тем, что в него можно вносить изменения, менять грузополучателя и др. пока груз находится в пути.
Бланковый коносамент – коносамент на предъявителя, в нем не указан получатель. Именно поэтому он и является одним из самых рискованных разновидностей документа, так как тот, кто завладеет всеми тремя оригиналами, может беспрепятственно получить груз без хозяина. В такой коносамент нужно как можно быстрее вписать получателя. Коносаменты могут меняться с одного вида на другой.
В случае утери всех трех оригиналов коносаментов, а такое порой случается, особенно при отправке их почтой, владелец груза должен брать банковскую гарантию на морские линии на сумму 200 – 300% от стоимости груза сроком на полгода. Точно такая же гарантия оформляется и при работе с аккредитивом. Что бы обезопасить себя от утери всех трех оригиналов, необходимо дать указание отправителю посылать по почте только один экземпляр оригинала. При оформлении аккредитива в банке при морских перевозках грузов, нужно внести в договор пункт о том, что возможно предъявлять 1 оригинал коносамента.
Бывает также, что ордерный коносамент приходит без индоссирующей надписи. В этом случае его остается только отослать обратно в Китай и попросить отправителя поставить свои печати, оформить индоссацию на получателя и отправить исправленный оригинал обратно получателю.
Вообще, изменения в коносамент может вносить только отправитель, так как именно он при погрузке товара на судно является его законным владельцем. Если нужно сменить в коносаменте такие позиции как вес, количество мест, наименование товара, то это возможно только путем коррекции карго-манифеста, замены экспортных документов непосредственно в стране происхождения – Китае.