Готовимся работать с Китаем
Для основной массы иностранных предпринимателей работа с Китаем становится совершенно новым опытом. Для быстрой адаптации в Поднебесной и успехов в дальнейшем бизнесе не помешают несколько советов бывалых.
1. Первое, что надо запомнить – товар, который нужно получить в апреле, стоит заказывать в ноябре. При планировании своего бизнес-графика нужно учитывать не только тот факт, что китайцы зачастую опаздывают с отгрузками, но и вполне обычные явления, такие как, например, Новый Год. То, что европеец не знает, когда в Китае Новый Год и как его отмечают, не причина ругать всех китайцев за то, что они закрыли фабрику на целых 10 дней в разгар отгрузок. Возможно, что заказ просто нужно было дать на пару недель раньше. Ведь в России и Европе также не меньше недели новогодних и рождественских праздников.
2. Бизнес с китайцами всегда связан со срывами сроков поставок, а затраты обязательно превышают бюджет. Если знать такие две простые истины, то можно подкорректировать сроки отгрузок заранее, сделав себе запас по времени. Процесс производства и качество самих товаров всегда порождают множество проблем. Когда готов к такому повороту – то как-то можно предотвратить некоторые моменты. Если кому-то удалось получить определенный товар по определенной цене определенного качества в определенный срок, то это не значит, что в следующий раз все будет также. Цены на товар и международные грузоперевозки могут поменяться в процессе производства и повлекут за собой дополнительные затраты.
3. Ведение бизнеса в Китае кардинально отличается от этого процесса в Европе и России.
Китайцы не стремятся следовать каким-либо правилам и ничуть не стесняются этого. К тому же их раздражают те иностранцы, которые следуют своим правилам и требуют этого от них. Такую ситуацию породило само общество и традиции. Главное, что нужно постоянно помнить иностранцу – в Китае не бывает белого и черного, правильного и неправильного. Здесь все просто серое. И цены здесь невысокие отчасти потому, что китайские законы действуют неэффективно. В Китае можно производить все и делать бизнес как угодно, и государство ничего особо не будет контролировать.
4. Тот, кто руководит проектом и платит деньги, не всегда сможет лучше всех договориться о ценах и ассортименте или решить проблемы. Заключив контракт с фабрикой, и столкнувшись со сложностями, порой полезно прибегнуть к помощи третьих лиц – обратиться в посреднические компании. Здесь в свою очередь нужно помнить, что передав бразды правления в третьи руки, не стоит постоянно вмешиваться. Возможно, поставщики уже нащупали слабые стороны заказчика и не перестанут давить на него. Лучше в сложных ситуациях довериться профессионалам.
5. Никогда не стоит забывать, что Китай – огромная страна, к тому же очень густо заселена. Если не получается найти производителя или поставщика нужного товара в одном городе или провинции – он обязательно найдется в другом месте. Не стоит ограничивать рамки поиска только одним регионом. С другой стороны, если необходимо несколько предприятий для выполнения одного большого или разных по ассортименту заказов, то в этом случае, лучше, чтобы предприятия находились территориально как можно ближе друг к другу. Это позволит предпринимателю либо посреднику быстрее реагировать на возникающие проблемы, перебрасывать объемы с одной фабрики на другую, консолидировать продукцию при перевозках грузов из Китая в Россию.
6. Все в мире относительно. Если иностранному бизнесмену не подходят условия и правила работы с китайскими партнерами, это значит, что он не работал в Индии или Пакистане. Там все еще сложнее. Китай перед развивающимися странами имеет огромные преимущества. Здесь хорошо развита инфраструктура, местные бизнесмены нормально выглядят и с ними можно договориться. На фоне невысоких цен и разнообразия предложений, ко всем неудобствам можно привыкнуть, подстроиться под стиль работы китайцев, приобрести прекрасный жизненный опыт.