Доставка от склада поставщика до порта в Китае
В доставке контейнера со склада поставщика до порта, то есть перехода с условий отправки грузов с EXW на условия FOB, участвуют три стороны – склад отправителя, морская линия, которая предоставляет и забирает контейнер, логистическая компания, которая доставляет контейнер до порта (экспедитор). Сюда еще можно добавить стивидорную компанию, которая погружает контейнер с товаром на судно. Зная стоимость услуг каждого из данных участников, можно просчитать всю стоимость доставки контейнера до порта по территории Китая.
Линии, которые осуществляют доставку товаров из Китая морем, не занимаются вопросами внутренних перевозок по территории Китая, доставкой груза, подачей порожнего контейнера и таможенным экспортным оформлением. При этом чаще всего на китайской фабрике нет отдела логистики, и отправитель также не занимается доставкой товара до порта и оформлением экспортных документов. Такие вопросы решают специальные логистические агенты.
Движение товара со склада производителя до порта проходит следующие этапы: в первую очередь производится забор порожнего контейнера в контейнерном ярде и доставляется до склада отправителя. Там он затаривается и доставляется обратно в порт. Зная расстояние между портом и складом, можно рассчитать стоимость такой доставки, исходя из того, что 1 км пути стоит примерно 1 доллар. Однако здесь надо учитывать тот факт, что контейнер не всегда приходит именно из того порта, из которого будет отправляться в Россию. Чаще всего такое бывает со специализированными видами контейнеров. Такой контейнер иногда находится совсем в другом порту. Также стоимость доставки груза до порта может увеличиться, если фабрика и порт отправки расположены в разных провинциях, округах, территориях, например, в Китае и Гонконге.
Средняя цена экспортного оформления товара в Китае – от 50 до 200 долларов США. Некоторые фабрики сами занимаются этим, но в основном, используется третья сторона, логистическая компания или агент, у которой есть лицензия таможенного брокера. Также при таможенном оформлении экспортер и отправитель не обязательно будут одним и тем же лицом.
Стивидорная компания, которая грузит на борт контейнер, берет за свои услуги 150 долларов за 20-футовый контейнер, и 270 долларов за 40-футовый. Также на стоимость доставки до порта может повлиять количество грузов от разных отправителей, которые загружаются в один контейнер. Последовательная затарка, когда контейнер на пути следования загружается на разных предприятиях, обойдется дешевле, чем консолидация всех готовых к отправке партий товара на одном логистическом складе. Цена затарки может превысить 200 долларов США.
На консолидационном складе будет выпущено несколько экспортных деклараций, а также несколько коносаментов, тогда как при последовательной загрузке по новым правилам Китая коносамент выпускается только один. Некоторые европейские порты, например порт Котка, вообще не требуют коносамента. Для них имеет важность карго-манифест. Также при прибытии контейнера из Китая в европейский порт может возникнуть проблема несоответствия данных в карго-манифесте. Опытные импортеры рекомендуют пропустить груз в порту через процедуру таможенного склада, во время которой производится коррекция карго-манифеста, меняется вес, количество и описание груза.