На фоне санкционного давления бартерные сделки могут снова стать будничной практикой российского бизнеса. Такую точку зрения выразили опрошенные "РГ" эксперты. По их мнению, механизм может быть применен в расчетах с контрагентами стран Глобального Юга и СНГ.
В условиях беспрецедентного санкционного давления участники внешнеэкономической деятельности вынуждены искать наиболее эффективные и доступные инструменты для проведения экспортно-импортных операций, отметил председатель Санкт-Петербургского отделения "Деловой России" Дмитрий Панов. Среди таких инструментов он назвал создание отдельных независимых от санкций финансовых посредников, проведение трансграничных платежей в криптовалюте и бартерные сделки. По словам эксперта, из-за опасения вторичных санкций бартерная форма расчетов может заинтересовать ряд внешнеторговых партнеров, поскольку этот механизм позволяет исключить банковский комплаенс (систему управления рисками) при осуществлении международных платежей.
В то же время бартерные сделки несут в себе не только выгоду, обратил внимание Панов. В частности, по его словам, они существенно ограничивают контрагентов в выборе ликвидных средств взаиморасчетов, а также сокращают использование национальных валют.
Современные бартерные сделки проходят при помощи специальных клиринговых центров, которые в онлайн-режиме ведут мониторинг потребностей участников внешнеторгового оборота и помогают провести необходимые взаиморасчеты. "Такие сделки возможны с любым дружественным государством, с которым Россия ведет активные экспортно-импортные операции -прежде всего это Китай, Индия и другие страны Азии, Турция, страны СНГ, Персидского залива", - полагает Панов.
С точки зрения риска вторичных санкций, бартер является более предпочтительным по сравнению с использованием безналичных форм расчета, отметила и доцент кафедры международного бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова Анастасия Прикладова. "Из-за отсутствия денежных потоков при бартере недружественные страны не могут отследить внешнеторговых партнеров российских компаний", - пояснила эксперт.
По ее мнению, если участниками бартера будут крупные корпорации с широким продуктовым портфелем, то прямой обмен возможен. Но в большинстве случаев понадобится привлекать посредника для выстраивания цепочки из трех и более компаний в рамках бартера.
В отношении внешнеторговых сделок Россия-Китай такой инструмент как бартер становится рабочим, чтобы не останавливать бизнес и обеспечивать бесперебойные поставки товара. Об этом "РГ" рассказала советник NSV Consulting Светлана Тихонова.
"Общение с китайскими и индийскими контрагентами показывает, что товарный бартер является для них хорошим вариантом решения проблемы при возникновении сложностей с денежными расчетами", - отметила она.
Эксперт уточнила, что в товарообороте могут присутствовать только те товары и услуги, которые разрешены Федеральным законом от 08.12.2003 № 164 "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
Таким образом, введение бартера возможно. Однако это очень хлопотный и трудозатратный процесс, с которым справиться можно, если просчитать все юридические, налоговые и валютные аспекты.