Минфин и ЕЭК дали разъяснения по учету роялти в структуре таможенной стоимости

Минфин и ЕЭК дали разъяснения по учету роялти в структуре таможенной стоимости

Роялти подлежат включению в стоимость ввозимых товаров исключительно в полном объеме, если соблюдены все установленные законом условия.

Распределение этих платежей на части, подлежащие и не подлежащие учету, действующим законодательством ЕАЭС не предусмотрено.

В письме от 25.09.2025 N 27-01-21/93114 "О распределении сумм лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности" Минфина России со ссылкой на нормы ТК ЕАЭС и акты ЕЭК указывает на следующую правовую позицию.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС, лицензионные платежи добавляются к цене, фактически уплаченной за товары, если они относятся к ввозимым товарам и их уплата является прямым или косвенным условием их продажи для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС.

Ключевой вывод документа заключается в том, что нормативные акты не содержат положений, допускающих возможность распределения роялти. Это означает, что таможенный орган и декларант не могут расчетным путем или на основании документов выделить из общей суммы платежа лишь ту часть, которая, по их мнению, приходится на ввозимые товары.

В результате возможны только два сценария: при одновременном выполнении всех условий, перечисленных в Кодексе, роялти включаются в таможенную стоимость полностью. Если же хотя бы одно из условий не выполняется, то платеж полностью не включается в стоимость товаров. Такой подход исключает любой произвольный или частичный учет этих сумм, обеспечивая единообразное применение правил всеми участниками внешнеэкономической деятельности.

Разъяснения Минфина основаны в том числе на позиции ЕЭК, которая отмечает, что ни правом ЕАЭС, ни международными соглашениями в области таможенной оценки не предусмотрена процедура частичного включения лицензионных платежей. Это подчеркивает универсальность данного правила и его соответствие международной практике в рамках Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994 года.