22 мая состоялось заседание Комитета по правовым вопросам Ассоциации «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС»
Члены комитета обсудили ранее полученные Гильдией в ответ на подготовленный комитетом запрос ответы Дальневосточного, Южного, Северо-Западного и Приволжского таможенных управлений, по вопросу солидарной обязанности таможенных представителей.
Из анализа ответов стало понятно, что отсутствует единообразие в практике направления или не направления уведомлений таможенным представителям о возникновении необходимости исполнения солидарной обязанности. Также таможенным кодексом установлено, что таможенным представителем не исполняется солидарная обязанность по оплате таможенных пошлин если исполнение такой обязанности связано с несоблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары, в случаях, если были изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 8 настоящего Кодекса, а также в случае с совершением действий в нарушение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов и ограничений по пользованию и распоряжению товарами в связи с применением таких льгот.
Некоторые региональные таможенные управления (далее - РТУ) не направляют уведомления о задолженности в таких случаях таможенному представителю, а некоторые направляют, что свидетельствует об отсутствии единообразия и необходимости регламентации порядка действий должностных лиц в таких случаях.
Некоторые РТУ указали на возможность установления фактов неосведомленности таможенного представителя в административном и уголовном производстве. Такой подход по мнению членов комитета не может быть всегда применим на практике. Практически все РТУ подтвердили, что форма и порядок принятия решений таможенным органом об неосведомлённости таможенного представителя отсутствуют.
Также члены комитета обсудили на основании анализа справки ЕЭК разность подходов к вопросу солидарной обязанности в национальном законодательстве стран участниц ЕАЭС.
Подлежит уточнению также позиция РТУ по вопросу возможности самостоятельного обжалования в суд уведомлений о наличии задолженности. В ситуации, когда таможенный представитель не имеет на руках никаких документов таможенного контроля, кроме итогового уведомления о наличии задолженности является достаточно частой. В таком случае запрет самостоятельного обжалования уведомлений на взгляд членов Комитета требует доработки.
Относительно солидарной обязанности таможенных представителей, связанной с добавлением в таможенную стоимость дополнительных начислений в виде дивидендов члены комитета, решили инициировать внесение изменений в статью 346 Федерального закона № 289-ФЗ. А именно предусмотреть, что в таких случаях обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникшая солидарно с декларантом, не подлежит исполнению таможенным представителем.
Дополнительно необходимо установить обязанность по направлению таможенным представителям актов таможенного контроля и решений в сфере таможенного дела в случае, если имеет место солидарная обязанность таможенного представителя.
Члены комитета договорились подготовить письменное обращение от имени Гильдии по обозначенным вопросам до 20 июня 2024 года
Также члены комитета на заседании обсудили вопросы имеющихся законодательных инициативах ФТС России по поправкам в КоАП.
Особую озабоченность члены комитета выразили в отношении инициативы об установлении нового порядка направления процессуальных документов в ходе административного производства по делам об административных правонарушениях. Документ считается полученным лицом в момент его направления таможней через систему электронного документооборота посредством личного кабинета участника ВЭД.
В связи с тем, что срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении составляет всего 10 календарных дней высок риск пропуска предельного срока на обжалование. Мониторинг личного кабинета участника ВЭД не осуществляется на ежедневной основе в большинстве случаев, кроме того, возможны технические сбои в системе электронного документооборота.
Члены комитета предложили инициировать дополнительно к предложенной ФТС редакции внесение изменений в статью и увеличить срок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, полученных по электронным каналам связи через личный кабинет до 30 суток со дня вручения или получения копии постановления. Увеличение процессуальных сроков для случаев получения процессуальных документов через личный кабинет может служить, кроме того, дополнительным стимулом для регистрации участниками ВЭД в этом сервисе.
Следующим вопросом члены комитета обсудили необходимость включения вознаграждения агентам за совершение расчетов в рамках внешнеэкономических сделок в структуру таможенной стоимости. Неопределенность в этом вопросе была подтверждена всеми членами комитета. Принято решение подготовить обращение по этому вопросу в Минфин.
В завершении заседания Комитета участники обсудили ситуацию, связанную с предоставлением сертификатов о происхождении товаров, выданных на нерезидента, посредника в логистической цепочке.
Вопрос в настоящий момент актуальный из-за санкций, уже имеется судебная практика, когда выдан сертификат страной происхождения на нероссийское лицо, при этом и в транспортной накладной получателем является данное нероссийское лицо. Далее товар им перепродается российскому лицу. Все эти документы должны быть представлены в таможню, а в графе декларации №8 также должно быть указано лицо из транспортной накладной, которому изначально продавался товар.
На сегодняшний день отсутствуем письменная позиция регулятора по этому вопросу, правовая неопределенность бизнеса по вопросу подтверждения страны происхождения в условиях санкций должна быть минимизирована.
Принято решение подготовить обращение по этому вопросу в ФТС России.