/ Новости

К чему ведет падение курса рубля

Как ранее заявляли в Минпромторге, российская экономика может столкнуться с удручающим эффектом госрегулирования цен на продукты, от которого усилится нагрузка и на само производство, и на торговлю. За последнее время в министерстве не изменились взгляды на этот вопрос, даже несмотря на снижение курса рубля. Там по-прежнему считают, что развитию отечественного производства способна помочь стабилизация цен.

Евтухов, замглавы Минпромторга, заявил о контрпродуктивном эффекте от государственного регулирования цен на продукты. По его словам, в конечном итоге это способно привести не только к дефициту на товары, но и к их переводу в теневой рынок. За этим последует обратный эффект в виде завышенных цен и нанесения урона производству продуктов питания, а также переработчикам сельхозпродукции. Представитель Минпромторга усматривает возможность воспрепятствовать завышению цен с помощью развитой конкуренции и разнообразия торговых форматов. Чтобы не потерять покупателя, торговые предприятия не должны завышать цены, а стараться максимально наладить сбыт своей продукции. В этом случае производители смогут производить больше отечественной продукции, что, безусловно, станет лучшей гарантией стабилизации цен, а также снижения их зависимости от колебаний курса рубля. Такое положение станет выгодным малым и средним производствам, фермерским и личным хозяйствам, продукция которых будет вовлекаться в оборот в значительных объемах.

По сообщению Минэкономразвития, за первое полугодие Россия снизила импорт попавших под санкции продуктов на 46%. Наибольший спад коснулся поставок молочной продукции, среди которой – сыры и сливочное масло, а также рыбной продукции, мяса, айвы, а также за счет отсутствия доставки из Польши груш и яблок. Импорт сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров в этот период сократился на 38,4%, экспорт этой же продукции стал меньше на 15,8%. При этом наметилась отдельная тенденция роста экспорта российской продукции в Китай. По данным мониторинга, увеличение объемов экспорта пищевой продукции связано с обстановкой на рынке валюты, которая способствует наращиванию показателей.

Как свидетельствуют данные ФТС, в первом полугодии нынешнего года увеличился экспорт табачных изделий российского производства, который достиг более 11 млрд. штук (прошлогодний показатель был зафиксирован на уровне 9 млрд. штук). В денежном выражении экспорт составил 185 млн. долларов (годом ранее показатель достигал 159 млн. долларов). Один из экспертов рынка табачных изделий высказал предположение, что российские табачные компании в перспективе будут расширяться, так как девальвация рубля удешевляет производство. Он отметил положительные темпы роста, которые связаны с выгодой для глобальных производителей, изготавливающих свою продукцию на российских площадках и для тех, кто занимается оказанием складских услуг. Прежде всего, экспортные поставки сигарет направляются в те страны СНГ, где отсутствует локальное производство (Азербайджан, Казахстан и др.). В то же время, российский табачный рынок из-за снижения ценовой доступности сигарет тяготеет к падению. Дело в том, что за последние 5 лет акцизы подорожали в четырехкратном размере, что не могло не отразиться на потребительском спросе.

Из-за девальвации рубля Россия столкнулась с проблемой удешевления рабочей силы, и эта дешевизна сказалась на снижении средней месячной зарплаты. Даже по сравнению с низкими показателями зарплат в Румынии (632 доллара), их среднемесячный российский эквивалент составил лишь 591 доллар. Примечательно, что средняя зарплата в Китае в прошлом году была зафиксирована на уровне 775 долларов. Россия, желая поправить положение своей экономики и одновременно стремясь развивать отношения с Китаем, заинтересована в увеличении поставок российской продукции на рынок этой страны. Российские аграрии готовы выполнять доставку грузов Россия – Китай с зерном, кукурузой, соей и другой аграрной продукцией, но решение этого вопроса вряд ли возможно до момента, пока лидеры государств не встретятся и не обсудят все существенные тонкости, связанные с поставками.