/ Есть ли будущее у маршрутных контейнерных поездов

Есть ли будущее у маршрутных контейнерных поездов

Интенсивное развитие торговых отношений между РФ и Китаем делает оптимизацию стоимости и сроков доставки китайских товаров актуальной как никогда. РЖД Логистика планирует запустить новый регулярный контейнерный поезд Шанхай – Москва – Шанхай.

У других компаний тоже есть желание активно развивать данное направление. К примеру, ПАО Транс-Контейнер запустила регулярный контейнерный поезд маршрутом Пекин – Москва – Пекин, а компанией V.I.G.Trans организована доставка грузов контейнерными поездами, идущими из таких китайских провинций, как Тяньзинь, Нингбо, Гуанчжоу. По мнению А. Баскакова, замдиректора по продажам в РЖД Логистика, объемы товаров из Китая значительно превышают грузопоток в обратном направлении, несмотря на замедление темпов развития китайской экономики. Эта проблема – один из сдерживающих рычагов для развития контейнерных перевозок и оптимизации доставки грузов из Китая в Россию. Чтобы ее решить, логистические операторы должны сконцентрироваться на процессе разработки комплексных решений, используя внутрироссийские перевозки товаров в направлении Урала и дальневосточных регионов или, к примеру, из РФ в Казахстан с дальнейшей передислокацией контейнерного оборудования в государства АТР.

Как отмечают участники рынка, наличие достаточной грузовой базы является важным критерием в организации маршрутов, но в настоящее время наблюдается ее дефицит. Операторы должны соблюдать новые требования, прописанные в распоряжении РЖД от 2014 года, которые серьезно изменили принцип организации маршрутных отправок. Данный документ содержит унифицированные нормы длины и веса отправительских маршрутов, которые лежат на плечах операторов серьезным грузом.

Маршрутные контейнерные поезда, меж тем, обладают бесспорным преимуществом: им нет необходимости заходить на сортировочные станции по пути следования и переформировать составы, а это – большая выгода для всех участников перевозочного процесса: РЖД получает доход от предоставленных инфраструктурных услуг, грузовладельцы сокращают транспортные издержки и сроки доставки, операторские компании повышают уровень конкурентоспособности. Успешно применяют такой вид грузоперевозки Латвия, Литва, Эстония, Беларусь.

Как известно, в свое время с организацией контейнерных поездов на железную дорогу пришли дополнительные объемы грузов. Теперь операторам приходится активно переориентироваться и приспосабливаться к рынку и запросам стран АТР. Формируя контейнерные поезда, компании сегодня должны учитывать не только меняющиеся тренды и грузопотоки, но и новые требования монополии к составу, который должен иметь строго регламентированную длину.

В Центре экономического прогнозирования Газпромбанка заметили некоторое замедление роста глобальной торговли, которое сказывается на контейнерных грузоперевозках. Старший аналитик Центра Кирилл Негода усматривает в этом прямое влияние на снижение спроса железнодорожных транзитных перевозок, объясняя это более выгодной ценой морского транспорта на направлении Китай – Европа. Эксперт уверен, что снижение цены на бункерное топливо только повысило конкурентоспособность морского транспорта по сравнению с железной дорогой. Другие отраслевые аналитики высказываются в пользу разработки и отлаживания контейнерных поездов, которые в долгосрочной перспективе принесут свои дивиденды и помогут решить вопрос как перевезти контейнер из Индии, Китая, Кореи, Японии и др.

Участники рынка опасаются, что соблюдение требований к длине контейнерного поезда (71 условный вагон), будет отрицательно сказываться на спросе к этому виду перевозки. Представители РЖД уточняют, что с учетом технологической и экономической целесообразности есть возможность в назначении междорожных отправительских маршрутов, длина и вес которых будет меньше установленных норм. В Совете операторов железнодорожного транспорта уверены, что длину и вес необходимо определять, принимая во внимание техническую оснащенность участков железнодорожной инфраструктуры, длину путей формирования железнодорожных маршрутов, тяговые мощности и еще ряд важных характеристик.