Виды морских судов

В зависимости от вида груза для его морской транспортировки подбирается и тип судна. Морские гражданские суда бывают промышленными и транспортными. Транспортные, в свою очередь разделяются на наливные – танкеры, газовозы, и сухогрузы. Сухогрузы могут быть судами общего назначения и специализированными – контейнеровозы, лесовозы, балкеры, ролкеры, рефрижераторные суда. Есть специальные суда – паромы и буксиры, а также грузопассажирские. К отдельной группе относятся суда технического флота. Помимо вышеуказанных, существуют множество других судов, тип которых зависит от района плавания, грузоподъемности и класса двигателя.
Сухогрузные суда общего назначения – самый распространенный тип. Такие суда предназначены для перевозки генеральных грузов, негабаритных и крупнотоннажных, в том числе для перевозки негабаритного оборудования. Для проведения погрузочно-разгрузочных работ они оборудованы кранами и стрелами. Грузы могут иметь любую упаковку – ящики, бочки, тюки и т.д. Сухогрузные суда располагают двумя палубами и объемными грузовыми трюмами, в том числе рефрижераторными.
Специализированные сухогрузные суда предназначены для транспортировки однородных грузов, от названия которых и происходит тип судов – контейнеровозы, лесовозы, рефрижераторные, ролкеры, балкеры, скотовозы.
Морскими рефрижераторными судами перевозят продукты питания. Грузоподъемность таких судов – 8 – 12 тысяч тонн. Их грузовые трюмы оборудованы холодильными установками, в которых можно поддерживать температуру от +6 до -20 градусов Цельсия, имеют усиленную вентиляцию для сохранности фруктов и овощей. Производственно-транспортные морские рефрижераторные суда способны замораживать свежую продукцию.
Контейнеровозы предназначены для транспортировки упакованного в стандартный ISO контейнер груза. Контейнерное судно имеет грузоподъемность 8 – 20 тысяч тонн, длину – 80 – 400 м, вместимость – 250 – 18 000 контейнеров. Благодаря высокой автоматизации таких судов их экипаж может состоять из 10 – 14 человек. Контейнеризация грузов облегчает максимально быстрое и безопасное экспедирование в порту СПб и других российских и зарубежных портах.
Трюмы контейнеровозов оснащены вертикальными направляющими для облегчения загрузки морских контейнеров друг на друга и исключения их смещения при качке судна. Кроме трюмов контейнеры грузят также на палубу, закрепив их штангами, цепями, талрепами. Загрузка таких судов очень быстрая, производится с использованием козловых кранов.
Лихтеровозы – разновидность контейнеровозов, используются для транспортировки плавучих барж. Баржи выгружаются с лихтеровоза прямо на воду для дальнейшей буксировки к причалам. Такую систему применяют в тех портах, где нет возможности для прохода к причалам больших судов.
Ролкеры – грузовые паромы, трейлерные суда типа Ро-Ро имеют возможность горизонтальной погрузки колесной техники – автомобилей, сельхозтехники, ж/д вагонов и др. Техника сама либо с помощью терминальных тягачей заезжает на судно. Грузоподъемность ролкеров – 1 – 10 тысяч тонн, обладают высокой скоростью загрузки/выгрузки. В его корпус загружают накатные грузы, а палубу используют для перевозки контейнеров.
Балкеры – однопалубные суда для бестарной перевозки навалочных и насыпных грузов – угля, щебня, руды, стройматериалов, зерновых, песка и др. Имеют большую грузоподъемность (около 150 тысяч тонн) и невысокую скорость хода. Большинство балкеров не оснащены погрузочными устройствами, и грузы в них загружают портовой погрузочной техникой. Некоторые из них имеют ленточные транспортеры для выгрузки грузов из трюмов.
Лесовозами, как правило, однопалубными судами, доставляется лес и пиломатериалы.
Танкеры – однопалубные суда грузоподъемностью до 400 тысяч тонн используются для транспортировки нефтепродуктов и других наливных грузов. На их верхней палубе имеется множество труб для налива и слива груза с помощью насоса. Танкеры оснащены двойными бортами и двойным дном для предотвращения выливания грузов в окружающую среду. Благодаря поперечным стенкам грузового отсека некоторые такие суда могут одновременно транспортировать до 5 типов наливных грузов. Разгружаются танкеры возле далеко выступающих причалов.
Газовозы осуществляют морские перевозки различных сжиженных газов. Они имеют вкладные цистерны прямоугольной, цилиндрической или сферической формы. Для выполнения разгрузочных операций морские газовозы оборудованы системой трубопроводов, насосами и компрессорами.
Морские паромы предназначены для перевозки автопоездов, ж/д вагонов, пассажиров. Грузоподъемность их колеблется от 300 до 60 тысяч тонн. Техника на морской паром заезжает через носовые и кормовые рампы, бортовые лацпорты. У парома может быть несколько палуб. Автомобильно-пассажирский паром в среднем способен перевезти 900 – 1000 пассажиров и 150 – 200 автомобилей, а железнодорожный – около 50 вагонов.
Морские скотовозы способны перевозить за один рейс до 22 тысячи голов живого скота. Животные доставляются на судно с помощью автопоездов-скотовозов либо железнодорожным составом. Такие суда оборудованы мощной системой вентиляции, а корм из спецхранилища подается конвейерами.
Буксир и буксир-толкач – это движущие средства для самоходных и несамоходных судов. С помощью буксов-толкачей приводятся в движение несамоходные суда.