Типы и виды контейнеровозов

Морские контейнеровозы – это специализированные грузовые суда, предназначенные для перевозки контейнеров. Размеры их трюмов кратны габаритам стандартных контейнеров. Контейнеровозы бывают океанского плавания и фидерные. Такие суда максимально автоматизированы, поэтому их экипаж обычно не превышает 10 – 26 человек.
Контейнерами океанского плавания обеспечиваются контейнерные перевозки на магистральных направлениях между континентальными портами. Конструкции трюмов контейнеровоза оснащены вертикальными направляющими для установки и крепления контейнеров. Сдвинутая надстройка и отсутствие грузового устройства позволяют использовать всю палубу для размещения контейнеров. На многих судах контейнеры размещают на палубе в 4-5 ярусов в высоту, делая опорные стойки для крепления и большей устойчивости всему штабелю палубных контейнеров. Это позволяет использовать палубное пространство на 80 – 85%. Благодаря крышкам трюмов, которые есть у контейнеровозов понтонного типа, контейнеры удобно размещаются на палубе. Для защиты контейнеров от морских волны на судах с высотой надводного борта не более 8 м, контейнеровозы оснащаются удлиненным полубаком либо специальным отбойным козырьком.
Контейнеровозы океанского плавания стали широко применяться для морских перевозок в конце 60-х – начале 70-х годов минувшего века. Контейнеровозы дедвейтом около 60 тыс. тонн могут проходить по Панамскому каналу, отчего их назвали «Panamax». Суда первого поколения обладали вместимостью до 1500 TEUs, а к середине 80-х годов контейнеровозы четвертого поколения класса «Panamax» могли уже перевозить 4440 TEUs. В течение нескольких лет максимальная вместимость контейнеровозов класса «Panamax» продолжала держаться на уровне 4500 – 5000 контейнеров, так как размеры шлюзов Панамского канала диктовали свои параметры. После того, как были предложены новые морские пути в обход Панамского канала, стало стремительно развиваться строительство контейнеровозов типа Post-Panamax. До конца 90-х развитие транспортного флота было действительно впечатляющим. До сих пор около 30% контейнеровозов в мире – это суда типа post-panamax. У пятого поколения судов «post Panamax» в 90-х продолжилось увеличение размеров и вместимости контейнеров до 5000 – 7000 TEUs.
Суда, которые в дальнейшем стали называться Panamax-size vessels имели максимальные размеры: длина – 294,1 м, ширина – 32,3 м, осадка – 12 м. Сейчас Панамский канал имеет две полосы прохода. Уже рассматривается возможность постройки третьей полосы с увеличенными размерам шлюзами, чтобы по ним могли проходить контейнеровозы следующего поколения, такие как Post-Panamax Class вместимостью 7000 – 13000 TEUs.
Что касается Суэцкого канала, по которому осуществляются контейнерные перевозки из Турции в страны южной и юго-восточной Азии, то его длина составляет около 163 км, а ширина 80 - 135 м. К тому же в канале нет шлюзов. После поведенного в 2012 году дноуглубления канал может пропускать контейнеровозы вместимостью свыше 19000 TEUs. Типовые суда класса «Suezmax», предназначенные для прохождения по Суэцкому каналу имеют вместимость 12 тыс. TEUs, дедвейт 160 тыс. тонн, длину 400 м, ширину 50 м и осадку 17 м.
Фидерные контейнеровозы – суда вместимостью до 400 контейнеров. Их особенностью является высокая частота захода в порты, в том числе и небольшие, где зачастую отсутствует специализированное перегрузочное оборудование. Именно поэтому саморазгружающиеся фидерные контейнеровозы оснащены палубными кранами и кормовой аппарелью. При загрузке контейнеровоза контейнеры по аппарели доставляются автопогрузчиками на верхнюю палубу, а с помощью судового передвижного крана загружаются в ячеистые трюмы.
Контейнеры на контейнеровозах закрепляются с помощью «твистлоков» – запирающих элементов крепления, установленных в нижних углах каждого яруса. Это предотвращает горизонтальное и вертикальное смещения контейнеров. Дополнительно используются диагональные и вертикальные элементы крепления. После погрузки контейнеры также могут нависать над судовыми конструкциями и люками, с условием, что они не выделяются за пределы борта судна. Максимальное количество ярусов контейнеров определяется достаточным обзором с навигационного мостика.
Сегодня многие контейнеровозы оснащены своими собственными грузоподъемными средствами с большой подъемной силой. Это легкие грузовые стрелы, спаренные бортовые поворотные краны, грузоподъемное устройство со стрелой качающегося типа. Стрелы-тяжеловесы часто могут поднять до 120 тонн, а на специально предназначенных для перевозки тяжеловесов судах – до 350 тонн.