Ro-Ro перевозки на Балтике

Ro-Ro перевозки используются для транспортировки накатных грузов, преимущественно тех, которые самостоятельно заезжают в судно и выезжают из него. Название перевозкам дало английское словосочетание roll-on/roll-off, что по-русски значит «вкатывать-выкатывать». С помощью Ro-Ro перевозок во всем мире перевозится различная колесная техника – автомобили, сельскохозмашины, прицепы, трейлеры, тягачи, вагоны и др.
Судна, которые перевозят Ro-Ro грузы, называются ролкерами. В них есть наклонные рампы, по которым колесная техника самостоятельно заезжает на судно, разъезжается по этажам парома, выезжает из него в нужном порту. Технология Ro-Ro перевозок очень проста – грузы сами заезжают на паром, плывут вместе с ним, а затем из него выезжают. Поэтому, для погрузки Ro-Ro грузов нет необходимости использовать специализированную погрузочную технику. Накатные перевозки менее эффективны в сравнении с контейнерными, так как невозможность штабелировать грузы не позволяет максимально загрузить судно. Зато такие паромы сами по себе могут иметь 5-6 этажей. Существуют гибридные суда, в которых перевозятся как контейнерные грузы, так и Ro-Ro. Ролкерами в мире доставляется большинство новых автомобилей.
Ro-Ro перевозки, благодаря своему удобству и популярности даже в условиях кризисных времен демонстрировали рост. Немаловажную роль играет также и их экологичность. Их часто используют как составляющую при осуществлении мультимодальных перевозок. Преимуществом можно считать и то, что во время транспортировки нет необходимости транспортировать вместе с трейлерами тягачи. В каждом порту, где есть услуга по работе с накатными грузами, предусмотрены специальные тягачи, которые и доставляют грузы внутрь парома. Использование такой портовой техники позволило многим компаниям отказаться от определенного количества собственных тягачей. Ro-Ro перевозки применяются также при транспортировке негабаритных грузов. Для этого грузы ставят на оснащенную колесами специальную платформу и завозят на судно.
В отличие от других видов морских перевозок, где цена транспортировки зависит от веса груза, стоимость перевозок Ro-Ro грузов измеряется в единицах «полос в метрах», т.е. зависит от длины транспортного средства. В таком случае транспортировка тягачей становится нерентабельной, и клиенты отправляют только прицепы с грузами. При перевозке негабаритных грузов стоимость зависит от ширины, высоты и длины груза. Во время транспортировки груза оплачивается его непосредственная перевозка, билет для сопровождающего груз, каюта и питание для водителя при необходимости.
Объемы Ro-Ro перевозок превышают оборот контейнерных грузов в два раза. Странами-лидерами по Ro-Ro перевозкам являются Дания, Германия и Швеция. Неизменно популярны Ro-Ro перевозки из Эстонии, Финляндии, Латвии и Литвы. Российские порты балтийского бассейна, такие как Калининград, Санкт-Петербург и Балтийск имеют специализированные терминалы и большой опыт по перевалке Ro-Ro грузов. Сюда доставляют накатные грузы из Германии, Дании, Финляндии, Швеции и Польши. Балтийское море в плане Ro-Ro перевозок стратегически важно для России. По нему проходят важные паромные маршруты, которые связывают не только порты Европы, а и линии Атлантики, которыми порты Балтики соединяются с портами США и Канады.