Правила распоряжения грузом

Компания, отправляющая груз, получает на руки коносамент, который она передает в банк с намерением обменять свое право собственности на этот груз на денежный эквивалент для платежа. «OFF TITLE» – это документ, дающий полное право распоряжаться грузом. И такое право получает владелец всех трех коносаментов.
Если судно, идущее из одной страны в другую, терпит крушение, и это крушение признается общей аварией, то к владельцу груза предъявляются требования оплатить большое количество счетов. Возникает вопрос о том, кто же является собственником груза. Incoterms всегда дистанцируется от такого понятия, как собственность, поэтому встает вопрос о переходе собственности. Некоторые клиенты хотят приравнять права собственности и ответственности и саму собственность. Закон такое равноправие не признает.
Во-первых, ответственность в подобной ситуации переходит от одного лица к другому. По условиям FOB за груз отвечает компания, которая его отправляет, а впоследствии ответственность несет покупатель. Incoterms четко определяет, где заканчивается ответственность продавца, и начинается ответственность покупателя. Отношение к собственности правила Incoterms не определяют.
Во-вторых, правами на груз являются три оригинала коносамента. Если эти оригиналы передаются от отправителя к банку, а от банка к получателю, то это не передача собственности, а передача прав на данный груз.
Не менее важный вопрос – это отношение к собственности, когда точно можно сказать, что определенное лицо владеет данным грузом. Еще один парадокс возникает в момент, когда при международных морских контейнерных перевозках у отправителя выкупается груз посредством перечисления ему денег за оригинальные коносаменты, чтобы получить контейнер в определенном порту. Ответственность получателя начинается после загрузки корабля. При общей аварии он просто не выкупает коносаменты, и отправитель, в таком случае, выступает собственником по отношению к грузу, оплачивает все инвойсы, связанные с этой аварией.
К документам, дающим право распоряжаться грузом, относятся:
- OFF TITLES – это три коносамента, обеспечивающие полные права на распоряжение грузом;
- NEGOTIABLE, т.е. документы, дающие возможность передавать права второму или третьему лицу;
- NON-NEGOTIABLE – документы, не имеющие товарораспорядительного свойства, но дающие право получателю передавать товар. Получатель по этому коносаменту пишет распоряжение передать груз третьему лицу.
Общепринятая практика такова, что существует только три вида товарораспорядительных документов:
- Varrant. Залоговое складочное свидетельство, которое выдается товарным складом. Оно является объектом залогового права. Владелец залогового свидетельства не получает прав на владение товаром, а лишь получает право дать распоряжение складу продать этот товар и возместить залоговую сумму, которая ему причитается из денег, полученных после его продажи.
- Морской грузовой документ (коносамент), имеющий товарораспорядительное свойство.
- CIM-COTIF. Железнодорожный документ, иными словами, накладная, используемая при осуществлении международных перевозок железнодорожным транспортом. Обыкновенная именная ценная бумага (именной вексель), передача которой регулируется Законом о переуступке прав по накладным. Грузополучателю выдается дубликат именной накладной.
Если перевозки осуществляются мультимодальным способом, то выпускается некий мультимодальный документ, который их покрывает. Такой документ признается товарораспорядительным лишь в том случае, если последняя перевозка была морской. В остальных случаях документ не имеет товарораспорядительной силы. Отсюда – тенденция многих покупателей отдавать предпочтение морской перевозке.