Практика оформления международных перевозок

Определяющими в организации складской деятельности в Финляндии важными являются два документа, которые не все используют в своей практике.
1. NSAB-2000 – выпущен Союзом экспедиторов северных стран. Его подписали Дания, Норвегия, Финляндия и Швеция в 1998 году и определили правила перевозки грузов, отношения между участниками перевозки, ответственность участников перевозки. В этом документе описана ответственность экспедитора в качестве агента, либо в качестве перевозчика, складского оператора или посредника.
NSAB указывает, что экспедитор несет ответственность как перевозчик в двух случаях – когда осуществляет перевозку собственным транспортным средством либо когда принимает на себя ответственность за перевозку путем эксплицитного транспортного обязательства, т.е. готов принять на себя обязательства по сохранности груза. Вот почему все финские форвардеры ставят в CMR возле подписи фразу «as agent only» – только как агент, т.е. заранее снимают с себя всю ответственность за груз. В NSAB также указана ответственность заказчика и способы решения разногласий. Этот документ – ключ к решению вопросов с финским партнером. Он есть в Интернете на русском языке.
В случае если перевозятся запасные части, то в графе CMR «Описание товара» не стоит писать – «запчасти». Таможня такого понятия не принимает – требует поименно перечислять все часть. Это делается для того, чтобы, например, при доставке груза из Англии в Россию, вместо запчастей не перевезли практически целый автомобиль либо станок, в котором отсутствуют какие-либо части. Под таможенное описание «запчасти» попадают и такие варианты.
2. «Генеральные условия для интернациональных дорожных перевозок». Документ создан финской ассоциацией фрейт-форвардеров. Здесь много различных пунктов, связанных с погрузочным весом, выпуском CMR, определение терминов «доставка» и «груз» и т.д. Среди множества не особо интересных и жизненных пунктов, есть один очень полезный для экспедитора. В нем указано, что загрузка-разгрузка тентованой стандартной машины на 90 кубов не должна превышать двух часов, а 1 час отведен на загрузку 12 тонн/45 кубов/ 7 загрузочных метров. В случае превышения этого времени, за каждый лишний час склад должен уплатить неустойку. Этот пункт часто используется для борьбы со складом и перевозчиком.
Описанные документы не являются обязательными для перевозки в Финляндии – это просто рекомендации по облегчению работы экспедитора. Для того чтобы использовать возможности данных документов, при заключении договора необходимо вносить пункт, что контракт заключается на условиях NSAB-2000 и «Генеральных условий для интернациональных дорожных перевозок». Иногда можно указывать номера параграфов из документов, которые необходимо исключить.