Особенности контейнерных перевозок

Цель создания контейнеров лежит в плоскости упрощения перевозки грузов. Существуют морские, железнодорожные, авиаконтейнеры, которые можно использовать в перевозках на любом виде транспорта. Бесспорно, за контейнерами легче уследить, чем за большим количеством всевозможной клади. С ними легче работать при загрузке. Контейнеры пломбируются, и при получении груза его сохранность подтверждается наличием неповрежденной пломбы.
В системе контейнеризации существует проблема баланса порожняка и загруженного контейнера, т.е. недостаточного количества контейнеров в определенное время года в том или ином месте, которое часто приводит к тому, что фрахт из одного какого-то порта бывает дороже, чем из соседнего. Это связано с тем, что в этом порту имеется в наличии мало порожняка, и для того, чтобы его туда доставить, линии приходится забирать порожние контейнеры из какого-то другого порта. Собственно, появляются дополнительные расходы, растет фрахт и появляется необходимость в переносе контейнеров из одного места в другое. В этой ситуации к фрахту при международных перевозках морем добавляется еще и стоимость релокации, т.е. досыла порожнего контейнера в необходимое место.
Бизнес использования контейнеров является достаточно сложным, по своим характеристикам напоминает бизнес склада, где линия имеет целые отделы, которые занимаются отслеживанием релокации порожних контейнеров, чтобы баланс экспорта и импорта из определенных портов был равномерным. Это значит, что количество загружаемых и отгружаемых контейнеров должно приблизительно совпадать. К примеру, экспортный тариф финских портов дороже, чем петербургских. Финляндия имеет большой экспортный потенциал, и там существует постоянная необходимость в порожних контейнерах для стаффинга груза, который идет на экспорт. Для того чтобы получить порожняк в Финляндии, многие линии до недавнего времени давали демпинговые ставки на импорт в эту страну.
Что касается требований к контейнерам, то они должны иметь такие размеры и крепежные устройства, чтобы стандартизировать процесс морской перевозки, процесс их складирования, а в дальнейшем – доставки грузов к месту назначения автомобильным и железнодорожным транспортом.
Первая проблема, возникшая при создании контейнеров – это крепежные устройства (крепление к шасси при международных автомобильных перевозках, на морской палубе, в контейнерном ярде, при загрузке, разгрузке и перемещении с одного места на другое). Стандартизация расстояний между крепежными устройствами, как и стандартизация самих крепежных устройств, позволяет легко перевозить и переставлять контейнеры с одного транспортного средства на другое. Крепежная система позволяет не только надежно закреплять контейнеры на транспортном средстве, но и скреплять их друг с другом на палубе судна или в контейнерном ярде, что дает возможность складировать их друг на друга практически на любую высоту.
В системе стандартизации контейнеров существуют определенные критерии. Так, стандартными морскими контейнерами принято считать 20-футовый и 20-футовый HC, 40 и 40-футовый HC, 45-футовый HC, а также используемые в Америке – 48-футовый HC и 53-футовый HC.
Обычно контейнеры имеют резиновые уплотнители и не пропускают воздух и воду. К особым контейнерам относятся вентилируемые, с дверью по всей длине контейнера, а также рефрижераторные контейнеры с автономным генератором (для поддержания постоянной температуры). Кроме них существуют контейнеры для перевозок негабаритных грузов (в высоту, ширину или длину). Они называются OUG (OOG) – Out of Gauge.
С развитием международных контейнерных грузоперевозок их стали использовать не только при перевозке товаров для народного потребления, а еще и для транспортировки жидких и сыпучих грузов. Контейнер при этом оборудуется специальными флекси-вкладышами или нагревательными элементами, если существует необходимость в предотвращении затвердевания жидкого груза. Линии приветствуют, когда клиенты содержат контейнеры в чистоте. Если порожний контейнер имеет следы загрязнений, то это повод, чтобы клиенту был предъявлен счет в более чем 100 евро для очистки контейнера.
Существует целая программа, позволяющая оптимизировать загрузку контейнеров, чтобы груз поместился в максимальном количестве.