Международная логистика: способы ввоза груза в Россию

Логистика международных перевозок постоянно меняется. Транспортно-экспедиторские компании используют разные схемы перевозки, выполняют ввоз грузов через те или иные порты, стараясь использовать наиболее приемлемые условия. В течение непродолжительного периода ставки на фрахт и тракинг в одном и том же порту могут существенно изменяться как в сторону повышения, так и понижения. С чем связаны подобные изменения и как они влияют на общую логистическую картину?
Через морские порты России ввозится большая часть импортных грузов и от того, каким образом распределяется между ними общий объем грузопотока, зависит функционирование всех смежных отраслей. Увеличение импорта и недостаток транспортных компаний, работающих в данном направлении, может стать причиной быстрого и многократного роста ставок на тракинг. В свою очередь существенное снижение грузопотоков может вызвать падение цен на автомобильные перевозки, а в условиях кризиса – и уход многих транспортных компаний с рынка.
К основным портам, через которые осуществляется ввоз грузов в Россию, относятся Санкт-Петербург, Восточный, Новороссийск, а также порты ближайших транзитных стран: Финляндии и Прибалтики (с организацией последующей грузоперевозки из Эстонии, Литвы, Латвии, Финляндии автотранспортом). При значительном увеличении грузопотока, распределение общего объема происходит следующим образом: большую часть импорта традиционно берет на себя порт Санкт-Петербург, а остаток распределяется между Новороссийском, Восточным, Коткой, Хаминой, Ригой, Таллином, Клайпедой. Схема ввоза через СПб в силу выгодной стоимости является наиболее востребованной, поэтому данный порт всегда работает на пределе своих возможностей и обрабатывает до 80% общего грузопотока.
Как показывает практика, динамика импорта носит колебательный характер и естественно наступает момент, когда объем грузопотока начинает снижаться. В этом случае падение объема транзита в первую очередь почувствуют порты Финляндии и Прибалтики. Поскольку данные процессы не происходят мгновенно, в течение еще некоторого времени стоимость тракинга в этих портах будет прежней, но как только предложение начнет ощутимо превышать спрос, цены неумолимо начнут падать. Падение объемов импорта и как следствие значительное снижение ставок на фрахт и тракинг в большей мере касается небольших портов, тогда как Санкт-Петербург будет еще длительное время работать на полную мощность.